Педагогический проект по экономическому воспитанию

Районный педагогический проект

"Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Тип проекта: долгосрочный (1год).

 Вид проекта: информационно-познавательный, игровой.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г.- май 2023 г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы,  воспитатели Гудкова Т.М. и Хотина Е.Н., законные представители.

Цель проекта: формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Выявить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

  Создать условия для развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Разработать методические и дидактические материалы для воспитания экономической культуре детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями ( деньги, цена, товар, дешевле , дороже, заработная плата, продукт, банк, обмен, бартер, бюджет, реклама) их значением, применением в жизни.

  Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых. Формировать умение понимать взаимосвязь понятий «труд»-«продукт»- «деньги».

Повышать педагогическую компетентность законных представителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

 

 

Конспект развлечения «Экономим, бережём – очень правильно живём!»

 

Программные задачи:

закреплять элементарные представления об экономии ресурсов;

развивать связную речь, внимание, память, желание соревноваться;

воспитывать бережное отношение к сохранению природных ресурсов.

Материал и оборудование: эмблемы для команд «Экономики» и «Берегунчики», жетоны (изображение монеток), картинки со старыми и современными предметами, два обруча

Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание стихотворений, рассматривание предметных картинок, составление рассказа дома на тему: «Экономия в нашей семье», музыкальный номер: «Песенка экономных и бережливых».

Ведущий: (читает стихотворение)

На опушке в домике жили-были гномики.

Серьёзный старший гномик звался Экономик.

Берегунчик, младший гном, был весёлым болтуном.

Жили дружно гномики в своём чудесном домике.

Дом хотя был небольшой, но зато какой чудной!

Что чудесного в том доме? Так скажу: он экономен.

Домик строили ведь сами из того, что под руками:

Из бумаги и картона, из пластмассы и бетона,

Щебня, гальки и соломы – вышел домик экономный!

Крыша – из металлолома, но не боится она грома

Так как есть громоотвод, от грозы он сбережёт.

Окна в доме из стекла, только хитрость есть одна:

Утеплили гномы их, чтобы холод не проник.

Стены тоже утеплили, чтоб в морозы не настыли.

Дом построили что надо два находчивые брата!

И зажили в нём счастливо, экономно, бережливо:

Воду зря не проливали, дров без толку не сжигали,

Электричество не жгли – пуще глаза берегли.

Зря бумагу не бросали, в макулатуру собирали.

Пластик и металлолом несли в контейнеры за дом.

А электробатарейки клали в ящик у скамейки.

Берегли вокруг природу, не бросали там отходов.

В общем, были наши гномы просто чудо-экономы.

В гости к ним друзья ходили, вместе чай с ватрушкой пили:

Энергоша – гном-аскет, экономил газ и свет,

Электроша – тот берёг всей душой электроток.

А ещё был друг Теплоша – гномик-теплоберегоша.

А воду берёг везде Водяша – главный по воде.

Ведь знают все – и внук, и дед-  без воды-то жизни нет!

Часто гномики встречались, говорили, совещались:

Как же людям объяснить, что нужно экономней быть?!

Решили в детский сад пойти, и всё детишкам донести:

Что экономить нужно воду, беречь тепло, сырьё, природу,

Чтоб землю нашу сохранить – всем бережливей нужно быть!

Сегодня в нашем зале встречаются две команды, чтобы показать свои знания, умения и навыки бережного отношения к ресурсам. Это настоящие друзья  гномов Экономика и Берегунчика. Участникам команды в ходе конкурсных испытаний предоставится возможность продемонстрировать свою эрудицию, экономические и экологические знания. 

За правильные ответы в каждом конкурсе команды в свой бюджет будут получать жетоны-монетки. Победит та команда, бюджет которой будет больше в конце соревнования.

Встречаем наши  команды: команда «Экономики» и команда «Берегунчики»!

А профессиональную оценку знаниям наших эрудитов будет давать сегодня компетентное уважаемое жюри в составе (заведующего, педагога-психолога, руководителя физвоспитания и т.д.)

Итак, мы начинаем! Команды, поприветствуйте друг друга!

Команда «Экономики»

Капитан: Мы веселые ребята,

                  Знаем мы, как нам играть.

                  Экономить мы умеем,

                  Любим лампы выключать.

Все дети: Команде Берегунчиков

                 Наш пламенный привет.

                 С вами мы сразимся

                 Так просто не сдадимся!

Команда «Берегунчики»

Капитан: Мы команда Берегунчики,

                   Нас не просто обыграть!

                   Знаем всё про экономику.

И готовы рассказать.

Все дети: Команде Экономиков

                Мы желаем от  души:

                На все вопросы отвечайте,

                Только нос не задирайте!

Первый конкурс: «Умные вопросы»

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы: Где живет электричество? Ток? (В проводах)

                  Кому нужен электрический ток? (Электроприборам, чтобы горел свет, работал телевизор, холодильник и т.д.)

                  Можно ли услышать электричество? (Нет)

                  Как узнать: есть ли в доме электричество? (Включить свет, телевизор)

Жюри поводит итог.

 

Второй конкурс: «Отгадай загадку»

 

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это… (Электричество)

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (Электричество)

Золотая птичка

Вечером в дом влетает

Весь дом освещает? (Лампочка)

Через поле и лесок

Подается голосок,

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявишь море. (Утюг)

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку –

Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино! (Телевизор)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт! (Холодильник)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела» (Электрочайник

 

Жюри поводит итог.

Третий конкурс: «Что лишнее?»

Командам нужно назвать лишний прибор на картинках:

микроволновая печь, пылесос, ножницы, утюг;

сковорода, тарелка, электрический чайник, кастрюля;

миксер, соковыжималка, мясорубка, тостер;

телевизор, вентилятор, магнитофон, батарея отопления.

(Картинки демонстрируются на экране, дети поясняют свой выбор).

Жюри поводит итог.

Четвёртый конкурс: «Кто главный: спор электроприборов»

Я предлагаю каждому из игроков команд взять на себя роль одного из электроприборов и доказать, что он самый нужный в доме. Например: «Я – стиральная машина, я очень необходима, без меня пришлось бы все белье стирать руками». 

Дети  вытягивают картинки с изображением электроприборов. По очереди выступают представители от команд.

Пятый  конкурс: «Парные картинки»

Нужно разложить по обручам картинки: команде «Берегунчики» – с изображением старых предметов (утюг, метла, сковорода, самовар, бигуди, печь, свеча), команде «Экономики» – с изображением современных электроприборов (электроутюг, пылесос, блинница, электрочайник, микроволновая печь, лампочка).

Жюри поводит итог.

Ведущий: А теперь немного отдохнём, подвигаемся. Предлагаю сыграть в игру «Провода»

Игрокам команд нужно построится в шеренги по периметру площадки. По команде игроки расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Побеждает  команда, которая быстрее и ровнее построилась.

Шестой  конкурс: «Домашнее задание»

Рассказ капитанов на тему: «Экономия в нашей семье»

Ведущий: А теперь посмотрим, бюджет какой команды получился больше.

Ведущий: А теперь жюри объявит  результаты конкурсов и поздравит победителей.

Подведение итогов игры

 

свернуть

Консультации

Работа с родителями

Анкета для родителей "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

(Прочитайте вопрос, нужный вам ответ подчеркните)

  1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да     - нет     - затрудняюсь ответить

  1. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу

по финансовой грамотности?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно    - отрицательно    - затрудняюсь ответить

  1. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

  1. Участвует ли ребенок в процессе планирования

предстоящих покупок?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Знают ли дети профессии родителей?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

  1. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да    - нет    - затрудняюсь ответить

 

Спасибо!

 

 

свернуть

Методические разработки

Предлагаем методическую разработку "Деньги в кармане"

Увлекательно и интересно проведите время с ребенком.

 

 

 

свернуть