Растим гражданина

Што такое Бацькаўшчына,
Знаеш?
Гэта рэчка, сцежачка лясная,
Гэта ў лузе залатая пчолка,
А ў вачах тваіх — вясёлка.
Бацькаўшчына — гэта дом твой,
Школа;
Гэта песні, што звіняць наўкола,
Гэта сам ты,
Гэта тата твой і мама.
І сябры твае таксама.
П. Панчанка. Бацькаўшчына
 

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности чаще доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей Родины

        В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

        В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

        Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

        Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

        Родная деревня, родной город… Надо показать ребенку, что родной город, деревня славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

          Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это деревня, район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, деревни, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город или деревня, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по населенному пункту, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

       В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

       Продолжением данной работы является знакомство детей с другими населенными пунктами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

          Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

          Например, воспитывая у детей любовь к своей деревне, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Памятка для родителей "Растим гражданина"

-Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

-Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

-Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

-Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

-Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

-Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает, и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

-Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

-Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

-Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

свернуть

Вывучаем родную мову

Найважнейшым сродкам развіцця асобы дзіцяці з'яўляецца родная мова, якая, паводле слоў народнага паэта Беларусь і педагога Якуба Коласа, з'яўляецца першай крыніцай, "праз якую мы пазнаем жыцце і навакольны свет", "праз родную мову льецца шырокая магутная плынь, людкуючы розум і пачуцці дзяцей" (Я.Колас)
развернуть

     З аднаго боку, мова выступае як складальнік культуры, пад якой разумеюцца вынікі дзейнасці людзей, іх светапогляд, традыцыі, нормы жыццядзейнасці і сацыяльнагя існавання, формы зносін, паводзін і г.д.

     З другога боку, мова з'яўляецца формай існавання духоўнай культуры народа .)(фальклору, літаратуры, рэлігіі, філасофіі і г.д). Можна сцвярджаць, што мова - гэта перш за ўсе далучэнне да духоўных каштоўнасцей сваёй нацыі.

     Авалоданне дзецьмі беларускай мовай складае адзін з асноўных элементаў фарміравання асобы дзіцяці, засваення ім пачатку нацыянальнай культуры.

     Навучанне беларускай мове павінна быць арыентавана не толькі на фарміраванне ў дзяцей уменяў разумець беларускую мову, узнаўляць пачутае і размаўляць на роднай мове. Важнае значэнне надаецца далучэнню выхаванцаў да рлоднага слова шляхам увядзення ў нацыянальна-культурны фон беларускай мовы. Сутнасць культуралагічнага падыходу заключаецца ў тым, што навучанне роднай мове ажыццяўляецца ў кантэксце фарміравання нацыянальнай культуры, што забяспечвае, з аднаго боку, "уваходжанне" ў нацыянальную і сусветную культуру ў працэсе авалодання мазленнем на беларускай мове, а з другога - авалоданне беларускай мовай на аснове спасціжэння нацыянальнай культуры. Дмалучэнне дзяцей да каштоўнасцей нацыянальнай культуры прадугледжвае ўключэнне ў змест адукацыі культуразнаўчых, перш за ўсе мастацкіх, тэкстаў, што адлюстроўваюць ментальны вопыт, культурныя асаблівасці беларускага народа: народныя казкі, легенды, паданні.

     Нацыянальная культура засвойваецца і пры азнаямленні са словамі і выразамі, якія абазначаюць рэаліі духоўнай і матэрыяльнай культуры беларусаў: назвы народных звычаяў, свят (Каляды, Саракі, Гуканне вясны), пабудоў (буслянка, дрывотня), традыцыйнага адзення (андарак, камізэлька), страў (дранікі, зацірка), прадметаў народнага мастацтва і побыту (ручнік, спарыш), так званымі гаваркімі словамі тыпу цягнік, ручнік, кухар і інш. Акрамя таго, культуразнаўчая інфармац\ыя праяўляецца ў фразеалагізмах, устойлівых параўнаннях (валасы, як лен; вочкі, нібы пралескі), сімвалах нацыянальнай культуры (валошка, вярба, бусел) і інш. Падобныя словы і выразы сустракаюцца ў беларускіх народных казках, паэзіі, песнях, народных гульнях, прыказках і прымаўках і інш.

     Развіцце беларускага маўлення дзяцей ажыццяўляецца паэтапна, пачынаючы з паступовага увядзення беларускай мовы ў розныя віды дзейнасці дзяцей ранняга ўзросту. У іх развіваюцца першапачатковыя навыкі разумення мовы, уменні ўзнаўляць асобныя словы, кароткія забаўлянкі, песенькі і інш. У нерэгламентаванай дзейнасці (праслухоўванне і абмеркаванне мастацкіх твораў, удзел у беларускіхз народных гульнях і інш.) адбываецца неўсвядомленнае засваенне беларускай мовы.

     Пачынаючы з сярэдняй групы, у адукацыйны працэс уключаюцца заняткі па развіцці маўлення і культуры маўленчых зносін. Дзеці сярэдняга і старшага дашкольнага ўзросту авалодваюць рэпрадуктыўным беларускім маўленнем (пераказ, завучванне і ўзнаўленне кароткіх паэтычных твораў). Ажыццаўляецца навучанне і элементарным навыкам прадуктыўнага маўлення: расказванню па малюнку, пра цацку або прадмет, з асабістага вопыту. Навучанне ажыццяўляецца на фоне далейшага развіцця і ўдасканалення маўленчых навыкаў, набытых раней. 

(паводле Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў. Мінск, Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016)

 

    У працэсе авалодання беларускай мовай немалаважы ўдзел бацькоў і хатняя адукацыя дзыцей. Чым больш дзеці чуюць родную мову, тым лепш яны яе разумеюць. Дапаўняецца іх слоўнікавы запас. З'яўляецца цікавасць да вывучэння мовы і жаданне размаўляць на ёй.

     У гэтым раздзеле мы будем размяшчаць матэрыял, які дапаможа бацькам самастойна займацца з дзецьмі дома.

     Гуляйце з дзецьмі, размаўляйце на беларускай мове і тады вашыя дзеці будуць сабе сапраўды адчуваць БЕЛАРУСАМІ!

 

Матэрыялы для бацькоў:

Малюнкі "Вучымся размаўляць на роднай мове"

свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами государственного суверенитета республики. Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства. Герб, флаг и гимн – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг – это история и сегодняшний день народа. Во все времена люди ценили флаг государства, бережно сохраняли, верили в его славу, присягали на верность. Флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище из двух полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет – с древних времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Зеленый цвет – цвет Природы. Это цвет урожайных полей, досмотренных трудолюбивыми руками хлеборобов, лугов и лесов, которые издавна занимали основную территорию нашей страны. Зеленый цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы. Недаром название нашей страны – Беларусь – связано с неугасимой волей народа к свободе. Вместе с тем белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. На белый цвет наложен белорусский национальный орнамент, который объединяет красный и зеленый цвета в графический рисунок, наполненный высоким смыслом. Белорусский орнамент символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство.

 

Государственный герб Республики Беларусь

Многоцветное изображение Государственного герба Республики БеларусьГосударственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию свой личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность. Государственный герб Беларуси представляет собой серебряное поле, в котором размещен золотой контур государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная звезда. Поле обрамлено венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба начертано в две строки золотом «Республика Беларусь». Зеленый контур – территория Республики Беларусь, какой она запечатлена на географической карте. Зеленый контур – в золотых лучах восходящего солнца. Эта символика довольно проста: все свои помыслы граждане устремляют к Отечеству – это наша земля. Венок из колосьев, переплетающийся цветками клевера и льна, – это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками. Клевер – символ связи с созидательным миром животных, для которых клевер – лучший корм. Лен – это хлопок севера, лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка. Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Изображение земли и восходящего солнца – это два слоя символов жизни: Земля – основа всего живого, Солнце – источник жизни. Земной шар – это знак того, что Беларусь, являясь частью цивилизации, воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать. Земля в лучах солнца – вера в вечность жизни. Единение Земли и Солнца – главный знак жизни. Красная звезда – пятиконечная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. Пять лучей символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.

Государственный гимн Республики Беларусь

Новая редакция гимна была принята в 2002 году. В Беларуси был объявлен конкурс на лучшую музыку и слова гимна. Музыки лучше, чем музыка для Гимна БССР, которую сочинил Нестор Федорович Соколовский, не было представлено. Музыка символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста гимна стал поэт лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста, написанного поэтом Михаилом Климковичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране.

 

Информация: https://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvennaya-simvolika/gosudarstvennye-simvoly/

 

свернуть

Население Беларуси, национальный язык, традиционные ремесла и пр.

Население Беларуси

В Беларуси дружелюбные и добродушные люди. Терпение и миролюбие белорусов во многом определены историей, омраченной бесчисленными войнами. Причем сами белорусы никогда их не начинали. Беларусь всегда рада гостям и заинтересована, чтобы они поближе познакомились с культурой, традициями страны.

Белорусы составляют более 80% населения. В силу исторического прошлого в Беларуси проживают и многие другие народности, некоторые из них – уже несколько поколений:

  • русские (7,5%) давно жили на территории Беларуси. Большой наплыв зарегистрирован после Второй мировой войны
  • поляки (3,1%) жили в западной части страны на протяжении столетий
  • украинцы (1,7%) – наибольший наплыв зарегистрирован в XVIII–XIX веках 
  • евреи (0,1%): первые евреи поселились в Беларуси в XV веке. С начала 1980-х из-за эмиграции в Израиль и другие страны еврейское население Беларуси уменьшилось и составило менее 30 тыс. человек.

Также в Беларуси проживают татары, цыгане, литовцы и латыши.

Языки Беларуси

Белорусский и русский являются государственными языками Беларуси.

Другие языки, такие как польскийукраинский и иврит, используются на уровне местных общин.

Традиционные ремесла в Беларуси

У Беларуси давняя богатая история традиционных искусств и ремесел, многие из которых существуют и сейчас.

Среди основных ремесел:

  • ткачество
  • деревообработка
  • гончарное дело
  • соломоплетение

Популярны традиционные народные танцы, существуют народные театры.

Музыка и искусство играют важную роль в культурной жизни Беларуси. Национальные и международные фестивали регулярно проводятся по всей стране. Самым известным из них является "Славянский базар в Витебске".

свернуть

Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПРЕДМЕТОВ» Для детей 5-7 лет

Игра поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, их внешним видом, предназначением, названием. Игра состоит из 5 больших карт и 20 карточек-картинок с изображением предметов старинного быта и 20 карточек-картинок с изображением современных предметов соответствующих по предназначению своим старинным аналогам.
развернуть

Игра подготовлена заместителем заведующего по основной деятельности ГУО "Зазерский ясли-сад Пуховичского района" Николаевой Татьяной Владимировной.

Скачивайте игровые карточки и правила игры, распечатывайте и играйте со своими детьми.

Интересной и информативной вам игры!

Карточки к игре. Скачать

Правила игры. Скачать

свернуть

Белорусская национальная одежда

Национальная одежда является культурным достоянием народа. За многие века Белорусский костюм претерпел множество изменений. По всем данным насчитывается около 22 вариантов белорусского костюма и в каждой области они отличаются.
развернуть

Мужская и женская традиционная одежда в Беларуси всегда заметно отличалась в зависимости от регионов. Праздничный гардероб всегда украшался богаче, чем повседневный. Вышивка считалась оберегом и выполнялась в основном красными нитями, располагаясь в местах, где открывался доступ к телу: по вороту, рядом с шеей, по верху рукавов и манжетам, манишке, низу юбок, фартуков и так далее.

Самые распространенные цвета в белорусской народной традиции — белый, красный, черный, синий.

В XIX веке цветовая гамма становится разнообразнее, поскольку развивается промышленность, выпускаются фабричные ткани.

Традиционный повседневный костюм белорусской крестьянки в XIX — начале XX века состоял из длинной сорочки, полотняной, полушерстяной или шерстяной юбки-андарака, жилета, многослойного головного убора.

 

Как правило, сзади юбка присборивалась в складки. Зимой поверх надевали еще и свиту (свитку) — длинную распашную одежду, разновидность кафтана. Обязательным атрибутом женского народного костюма был передник (фартук, запон), который в праздничном варианте вышивался либо «затыкался» красивыми орнаментальными полосами.

 

 

 

Особенно ярким, самобытным и колоритным специалисты считают женский костюм Полесья, где он сохранялся в быту до 1920-х годов.

Это особого покроя свитки с вшитыми боковыми клиньями, традиционный комплекс женской одежды с обильно вышитой сорочкой, юбкой и безрукавкой (гарсет, кабат), поясная одежда из узорных тканей, очень богато орнаментированные головные уборы.

 

 

В ряде восточных регионов Беларуси, пограничных с Россией, женщины и девушки носили платья (юбку или нередко шерстяной или полушерстяной андарак с пришитым лифом), напоминающие русский сарафан, который назывался саяном, кабатом и так далее. 

 

Согласно традиции, до вступления в брак разрешалось ходить с непокрытой головой. Обычно девушки заплетали волосы в одну или две косы, вплетали яркие (чаще красные) ленты. Летом надевали венки из цветов либо тонкие ситцевые платочки.

 

  После замужества, выходя на улицу, женщина обязана была прятать волосы под платок или наметку. В каждом регионе существовали свои отличительные способы их надевать и завивать.

 

В конце XIX века крестьянки стали носить фабричные платки, скромные белые с небольшим бордюром цветочного орнамента, а наиболее зажиточные — различных расцветок и размеров павловопосадские платки.

 

 

 

В праздничном костюме непременным атрибутом женщин и девушек были красивые недорогие бусы, серьги. 

Летней обувью служили лапти (в праздничном варианте — ботиночки), в холодное время носили сапоги, валенки-катанки.

 

 

 

Мужской костюм.

Мужской традиционный крестьянский костюм менее разнообразен, чем женский. Его основа — это рубаха (сорочка), штаны (ноговицы), безрукавка и пояс.

Пояс был обязательным атрибутом мужского костюма, имел утилитарное значение (благодаря ему рубаха прилегала к телу и не мешала выполнять работу), а еще считался оберегом.

Представители сильного пола носили безрукавки из домотканого сукна или полотна, которые назывались камизэлькой. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне надевали однобортные пиджаки — бравэрки.

Верхней одеждой служили свитка (она изготавливалась из валяного сукна) и кожухи, сшитые из выделанной кожи животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самым распространенным головным убором белорусов зимой была шапка-ушанка (аблавуха) из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытая сверху, как правило, темным сукном. Снизу пришивались четыре уха; переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.

Наибольшее распространение зимой и осенью имела магерка из сукна. Летом носили брыли — плетеные шляпы из соломы, лозы.

 

 

 

Демисезонной обувью мужчин служили лапти, боты, зимней — войлочные катанки. До конца XIX века мужчины, как и женщины, в сельской местности ходили в основном в лаптях из лыка или лозы, которые надевались на ноги, обернутые онучами. Популярны у крестьян были и лапти-постолы (поршни), сшитые из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой стягивались вверху лыком, бечевкой или ремешком. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне могли позволить себе купить и обувь промышленного производства.

лапти

 

 

 

 

Источник информации: https://minsknews.by/kak-odevalis-nashi-predki/

 

 

свернуть

Обряды и традиции Беларуси

Белорусские праздники и обычаи Традиции на нашей земле можно разделить на календарные и семейно- обрядовые. К календарным традициям относятся такие праздники, как Масленица, Купалье и Коляды. К семейно-обрядовым относятся свадьба, крестины и похороны.
развернуть

Празднование Коляд в Беларуси

Празднование Коляд в Белоруссии

На нашей земле главным зимним праздником издавна были Коляды. Ранее данный праздник символизировал начало нового года: и сельскохозяйственного, и солнечного. Праздновать Коляды белорусский народ начинал с 6 января и заканчивал 19 января (по новому календарю). К Колядам, как и ко многим другим праздникам, готовились заранее: забивали свинью (а крестьяне, особенно бедные, очень редко ели мясо и данный праздник был одним из тех периодов, когда мяса можно было есть вдоволь), обязательно делали генеральную уборку во всем доме, создавали себе новые красивые наряды и шли в баню, чтобы тщательно помыться и встретить праздник чистыми.

Колядные блюда

Белорусский весенний праздник «Масленица»

Одним из древнейших славянских праздников является Масленица. На календаре данный праздник отмечен не был никогда, так как не имеет определенной даты, празднуется масленица за восемь недель до Пасхи. Через неделю после Масленицы начинается Великий Пост. Церковный календарь отмечает этот праздник как «Сырная седмица». Крестьяне трепетно относились к данному празднику и подготавливались к нему заранее. В этот период на столе обязательно должно было быть много молочных продуктов, а вот мясо категорически запрещалось употреблять в пищу.

Белорусский весенний праздник «Масленица»

Этот праздник уходит корнями в языческие времена и связан с проводами зимы. В Масленицу принято веселиться, радоваться уходу холодной поры года и приходу весны. В народных гуляниях, как правило, присутствует большое чучело Масленицы, олицетворяющее зиму, которое сжигают на костре. Блины — традиционное блюдо Беларуси, которое обязательно стоит попробовать на этом празднике.

Масленичные блюда в Беларуси

Дожинки и Купалье в Беларуси

В наши дни белорусские традиции и обычаи не забыты, даже молодежь интересуется историей предков. Вот почему многие с удовольствием принимают участие в белорусских праздниках, гадают в период рождественских праздников Беларуси. 

Дожинки, праздник урожая, в наши дни отмечается широко, с большим количеством развлекательных мероприятий, продажей сельскохозяйственной продукции и награждением работы лучших фермеров. На этот праздник съезжается большое количество людей, чтобы принять в нем участие, поесть вкусной белорусской пищи и отдохнуть.

Купалье, праздник летнего солнцестояния, наш народ также не обходит стороной. День радости и веселья сопровождается хороводами и прыжками через костры. Девушки, которые желают найти себе жениха, плетут венки и пускают их по реке.

Купалье в Белоруссии

Белорусские обряды

К самым ярким белорусским обрядовым событиям относятся свадьба и крестины.  По таким важным поводам, как правило, собирается вся семья, включая близких и дальних родственников, подается к столу множество блюд.

Обряд, который имеет глубокий смысл — это белорусская свадьба. Свадьба на нашей земле всегда была продумана до мелочей, и все ее этапы были тщательно выверены. 

Современная свадьба стала далека от традиционного белорусского «вяселля», хотя и по сей день многие молодожены не отказываются от традиций предков.

Свадебный обряд имел определенную последовательность из трех этапов

  1. предсвадебный («запыты», сватовство, помолвка), 
  2. свадьба (само торжество),
  3. послесвадебный (пироги и «медовый месяц»). 

И сегодня принято приходить «в сваты» в дом невесты, устраивать театральный «выкуп невесты», а «украсть невесту» на свадьбе – это святое дело любимых подружек невесты.

Свадебный обряд в Беларуси

Крестины — это семейный праздник, связанный с православным таинством крещения ребенка. Белорусские семьи готовятся к этому событию заранее, тщательно выбирая крестных родителей, обычно среди близких родственников или друзей, и приглашая гостей. Приготовление праздничного стола с искусными яствами стало традицией этого праздника.

Белорусский праздник Крестины

Белорусские традиции

Народные промыслы и сейчас остаются актуальными и занимают немаловажную роль в нашей жизни. Еще сохранились мастера, которые занимаются соломкой и лозой, вышиванкой, росписью по стеклу и гончарством. Вы можете не только увидеть их за работой, но и сами поучаствовать в процессе изготовления глиняного кувшина или подковы. Достаточно посетить белорусские музейные комплексы  "Дудутки",   "Дукорски Маентак"

А также Парк истории "Сула" и многие другие.

Если Вы захотите совершить путешествие в Комплекс "Дудутки", то воспользуйтесь специально подготовленными материалами от наших педагогов, и Ваша прогулка станет интереснее и информативнее.

Музей ремесел «Дудутки»

Ткачество — это одно из основных занятий белорусского народа. В древние времена девочек учили ткать в раннем возрасте, а первое вытканное юной мастерицей сукно оставляли к свадьбе на приданое. В каждом регионе были индивидуальные узоры или орнаменты, каждый из которых был символом удачи, солнца, неба или земли.

 

Источник информации: https://vetliva.ru/belarus/istoriya-i-kultura/traditions/

свернуть

Познакомьте детей с достопримечательностями нашей страны

Пройдя по ссылке указанной ниже, Вы сможете ознакомиться в достопримечательностями нашей страны. Музеями. Выбирайте понравившийся маршрут и отправляйтесь туда с ребенком. Такое путешествие запомнится очень надолго и окажется познавательным. Оно покажет ребенку богатую историю Родины.
развернуть

Сайт "Музеи Беларуси" Поможет Вам узнать больше о своей родной земле и ее достопримечательностях.

Для перехода, нажмите на изображение

 

свернуть

Попутешествуйте по виртуальным музеям, достопримечательностям и улицам городов

С помощью каталога Виртуальных 3D туров, и интерактивной карте Беларуси, представленных по ссылкам ниже, Вы сможете не выходя из дома побывать в самых известных местах нашей страны, посетить музейные экспозиции.
развернуть

Проходите по ссылке и узнавайте новое, показывайте детям и возможно, они захотят увидеть все это в реальности 

http://mapbelarus.by/map/

свернуть

Интерактивная игра по обучению воспитанников белорусскому языку "Размаўляем на беларускай мове"

Игра для развития словарного запаса у детей.

Скачать Игру в виде презентации можно отсканировав QR-code.

Так же просмотреть ее можно в формате ".pdf" - Игра

свернуть