Готовность к школе

ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»?

Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Отвечаем на эти вопросы.

Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

 

          Какая готовность к школе бывает

Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

  • социальную готовность,
  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • физическую готовность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

Психологическая готовность к обучению в школе

Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

Интеллектуальная готовность к школе

Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

Физическая готовность к школе

Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

 

Критерии оценки готовности к школе

Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша.

В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

 

Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека)

Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека). Этот тест широко распространен и может применяться психологами, педагогами, родителями и другими заинтересованными лицами. Инструкция разработана Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, но актуальность теста сохраняется до сих пор. Ориентационный тест Керна-Йирасека применяется для обследования 6-летних детей. До проведения теста на листе бумаги записывается имя, фамилия ребенка, возраст и дата проведения теста. Также готовятся образцы письменной фразы и точек.
развернуть

1 задание. Рисование фигуры человека.

Ребенку дается лист нелинованной белой бумаги и набор цветных карандашей (либо простой карандаш).

Предлагается следующее задание: «Здесь (показывается где) нарисуй какого-нибудь дядю в полный рост, так как ты умеешь». Других пояснений ребенку не дается. Вмешиваться в процесс рисования, комментировать, помогать взрослому не разрешается. Если ребенок говорит: «Я не умею», взрослый ободряет: «Я понимаю, что ты не художник. Но нарисуй как умеешь!» Если ребенок хочет нарисовать кого-либо другого (например, тетю), разрешите ему это сделать, но потом настаивайте на том, чтобы он нарисовал дядю.

Для наблюдательного человека, либо специалиста и сам процесс рисования вызывает интерес, подбираемые ребенком цвета, а также размеры и расположение фигуры на листе. Если цвет противоестественный (допустим, волосы синие или зеленые, или красные) и т.п. – это повод для дополнительного изучения особенностей ребенка.

 

Оценка результатов теста:

1 балл. У нарисованной фигуры должна быть голова (с глазами, ртом, носом), на голове волосы, либо шапка, нарисованы уши. Голова не должна быть больше туловища и соединяется с ним шеей. На руках прорисованы по 5 пальцев. Ноги пропорциональны туловищу; нередко подготовленные к школе дети прорисовывают обувь. Присутствуют признаки мужской одежды. Конечности не подрисовываются ребенком, рисунок имеет некую цельность и даже объемность.

2 балла. Имеется голова, туловище, руки, ноги, но изображение не цельное (“синтетическое”). Отдельно рисуется голова, туловище, к туловищу прикрепляются руки и ноги. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла. Есть голова, туловище, конечности (руки и ноги должны быть нарисованы между двумя линиями). Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни (либо обувь) на ногах.

4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем и конечностями. По принципу “палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек”.

5 баллов. Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей (“каракули”).

 

Интерпретация результатов:

1 балл: высокий уровень интеллектуального развития;

2 балла: средний уровень;

3 балла: ниже среднего;

4 балла: низкий уровень;

5 баллов: очень низкий уровень.

 

2 задание. Написание фразы.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое.» Обычно ребенку предлагают скопировать фразу, написанную письменными буквами: «Он ел суп», либо «Ей дан чай», иногда предлагают фразу на иностранном языке.

 

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла. Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. «Каракули».

 

3 задание. Срисовывание группы точек.

Третье задание можно представить следующим образом: «Посмотри на точки на картинке и нарисуй тоже самое рядом».

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки (.) от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое.

2 балла. Число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более 3 точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7 (если в образце дается 10 точек). Допускается любой разворот – даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. «Каракули».

 

 

 

 

После завершения тестирования вычисляется суммарный итог по 3 заданиями. Развитие детей, получивших в сумме по 3 заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12-15 баллов как ниже нормы. Детей, получивших от 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые дети.

Удовлетворительный результат ориентационного теста школьной зрелости является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой успеваемости.

Как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в 1-2 классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом, но уже к концу 2 класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и мелкой моторики руки. Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста – низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки.

 

свернуть

Определение уровня умственного развития дошкольников и младших школьников - тест Э. Ф. Замбацявичене.

Тест разработан Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций и состоит из 4 субтестов. Пробы теста необходимо читать вслух тестирующему взрослому. Данный тест применим как для дошкольников, так и для младших школьников. Основная задача теста определить ориентировочный уровень развития тестируемого. Данный тест использует баллы для оценки уровня развития ребенка.
развернуть

Субтест I

Цель субтеста I: исследование дифференциации существенных предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.

Комментарий к субтесту I: В первом субтесте для проверяющего важно, чтобы слово, которое выбрал тестируемый, из слов, находящихся в скобках, было существенным, то есть имело первостепенное значение для того, чтобы предложение обрело смысл. Необходимо задавать ребенку уточняющие вопросы.

Задание:

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. Самая большая птица (ворона, страус, сокол, воробей, орел).
  6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
  7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днем).
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).

 

Субтест II

Цель субтеста II: исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.

Комментарий к субтесту II: Во втором субтесте ребенок должен обосновать свой выбор лишнего слова и правильно назвать группу предметов с существенным общим признаком. В процессе необходимо задавать ребенку уточняющие вопросы.

Задание:

В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать название этой группе, а «лишнее» слово, которое не подходит к остальным, необходимо найти и назвать.

  1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Ростов-на-Дону, Сочи. (*)
  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  6. Окружность, треугольник, указка, четырехугольник, квадрат.
  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

*Изменено автором относительно исходного варианта.

 

Субтест III

Цель субтеста III: исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Комментарий к субтесту III: здесь важным является установление логических связей тестируемым именно между общими понятиями на основании признаков, имеющихся в таком понятии. Для формирования понятийного аппарата для ребенка важно овладеть такими мыслительными операциями, как обобщение, классификация, сравнение, анализ и синтез, усвоить типы и виды отношений.

Задание:

В примерах слева, в первом столбце таблицы, написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа, во втором столбце таблицы, одно слово над чертой и пять слов под чертой. Тебе следует выбрать одно из этих пяти слов, чтобы слово над чертой и выбранное тобой слово находилось в такой же связи.

1

Огурец

Георгин

Овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Учитель

Врач

Ученик

Почки, больные, палата, термометр, больница

3

Огород

Сад

Морковь

Забор, скамейка, яблони, колодец, собака

4

Цветок

Птица

Ваза

Клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5

Перчатка

Сапог

Рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный

Мокрый

Светлый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы

Термометр

Время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

Мотор

Река, моряк, болото, парус, волна

9

Стул

Игла

Деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10

Стол

Пол

Скатерть

Мебель, доска, гвозди, ковер, пыль

Субтест IV

Цель субтеста IVвыявление умения обобщать.

Комментарии к субтесту IV: в четвертом субтесте ответы могут быть различными, поскольку существуют разные классификации предметов, здесь важно, чтобы ребенок мог доказать свою позицию.

Задание:

Даны пары слов, которые необходимо назвать одним названием.

  1. Метла, лопата –
  2. Окунь, карась –
  3. Лето, зима –
  4. Огурец, помидор –
  5. Сирень, шиповник –
  6. Шкаф, диван –
  7. День, ночь –
  8. Слон, муравей –
  9. Июнь, июль –
  10. Дерево, цветок –

 

Ответы на тест

Субтест I:

  1. Подошва.
  2. Верблюд.
  3. 12.
  4. Февраль.
  5. Страус.
  6. Цветы.
  7. День.
  8. Жидкая.
  9. Корень.
  10. Москва.

Субтест II:

  1. Фасоль.
  2. Мост.
  3. Песок.
  4. Москва.
  5. Орешник.
  6. Указка.
  7. Нестеров.
  8. Лебедь.
  9. Число.
  10. Вкусный

Субтест III:

  1. Георгин/цветок.
  2. Врач/больные.
  3. Сад/яблони.
  4. Птица/гнездо.
  5. Сапог/нога.
  6. Мокрый/сухой.
  7. Термометр/температура.
  8. Лодка/парус.
  9. Игла/стальная.
  10. Пол/ковер.

Субтест IV (возможные ответы):

  1. Садовый инвентарь.
  2. Рыбы.
  3. Времена года.
  4. Овощи.
  5. Кустарники.
  6. Мебель.
  7. Время суток.
  8. Животные.
  9. Летние месяцы.
  10. Растения.

 

Оценка результатов

Субтест I. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный – необходимо дать подумать ребенку. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла. За правильные ответы после третьей и последующих попыток – 0 баллов.

Субтест II. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла. За правильные ответы после третьей и последующих попыток – 0 баллов.

Субтест III. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. За ответ после второй попытки – 0,5 балла.

Субтест IV. Аналогично вышеприведенным субтестам, за исключением того, что могут быть различные варианты ответов. Если ребенок может верно обосновать свою позицию – ответ считается правильным.

При решении субтестов III – IV уточняющие вопросы не задаются.

После подсчета результаты всех субтестов суммируются. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок – 40.

 

Уровни успешности считаются следующим образом:

5 уровень – 40 баллов;

4 уровень – 32-39 баллов;

3 уровень – 26-31,5 балла;

2 уровень – 20-25,5 балла;

1 уровень – менее 19,5 балла.

 

В случае, если ребенок набрал малое количество баллов – чаще всего это сигнал взрослому, что ребенку просто требуются дополнительные занятия с педагогами.

 

Воробьева Нина Федоровна

www.strana-znaek.ru

 

свернуть

Тест для дошкольников «Гороховый суп» (тест на готовность к школе)

В данной статье мы не будем обсуждать многочисленные тесты для определения готовности к школе, а предлагаем вам провести тест-шутку. В основе наша модификация стихотворения Овощи известного детского поэта Ю. Тувима. Назовем наш стишок-тест «Гороховый суп». Прочитайте ребенку этот стишок 1 или 2 раза и попросите ребенка ответить на приведенные после стишка вопросы. Если ваш ребенок ответил хотя бы на 5 вопросов из 8, то за вашего ребенка можно порадоваться - он хорошо развит!
развернуть

Родители нередко довольно мало знают о своих детях и очень мало времени уделяют их развитию. Часто они даже и не догадываются о тех огромных пробелах в элементарных знаниях об окружающем мире, которые есть у их детей. При этом они не беспокоятся о развитии речи, слухового внимания, сообразительности и т.п. их дошкольника, считая, что это обязанность педагогов и за это им платят деньги. В итоге при огромном изобилии книг по развитию и тестированию и еще большем изобилии информации в интернете про очень многих дошкольников можно грубо, но точно сказать следующее: у них каша в голове. Такая пассивная позиция взрослых вызывает крайнее сожаление, т.к. ребенку как бы подрезают крылья и его возможности с большой вероятностью реализованы не будут.

В данной статье мы не будем обсуждать многочисленные тесты для определения готовности к школе, а предлагаем вам провести тест-шутку. В основе наша модификация стихотворения Овощи известного детского поэта Ю. Тувима. Назовем наш стишок-тест «Гороховый суп». Прочитайте ребенку этот стишок 1 или 2 раза и попросите ребенка ответить на приведенные после стишка вопросы. Если ваш ребенок ответил хотя бы на 5 вопросов из 8, то за вашего ребенка можно порадоваться - он хорошо развит!

 

Гороховый суп.

Хозяйка однажды с базара пришла. Тяжелую ношу с трудом принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, лучок и петрушку, свеколку. Ох!

Хозяйка, не мешкая, ножик взяла и ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, лучок и петрушку, свеколку. Ох!

На газовой плитке из глины горшок кипел и шипел, и трещал хорошо

Картошка, капуста, морковка, горох, укроп и петрушка, свеколка. Ох!

Гороховый суп получился неплох. Но где же в гороховом супе горох?

 

Вопросы.

  1. Это стихотворение шуточное. Как ты думаешь, что в нем не совсем правдиво?
  2. Что принесла хозяйка с базара?
  3. Хозяйка накрошила овощи. Что она сделала не так?
  4. Что автор перепутал, рассказывая о приготовлении горохового супа?
  5. Что нужно было еще добавить в суп?
  6. Послушай еще раз одно двустишие «На газовой плитке из глины горшок кипел и трещал и гудел хорошо» и скажи, что здесь не так?
  7. Что изменилось, когда перечислили овощи в третий раз?
  8. Куда же делся горох из супа?   

 

Ответы:

  1. Правильный ответ на усмотрение взрослого.                            
  2. Картошка, капуста, морковка, горох, лук, петрушка и свекла
  3. Горох для супа крошить не нужно.
  4. Для горохового супа свекла и капуста не нужны.
  5. Соль, перец, чеснок.
  6. Суп в горшке из глины на газовой плите готовить нельзя, хотя в духовке можно.
  7. Исчез лук. Добавился укроп.
  8. При длительной варке горох разрушается, превращается в пюре.      

 

свернуть