Задание ребенку “по части определить целое” встречается в тестах для дошкольников и младших школьников. Подобные задания дают представление о развитии познавательных процессов, эрудиции и словарного запаса ребенка.
Если анализировать имеющиеся в литературе по подготовке к школе задания, то бросается в глаза стремление педагогов-авторов упростить задание, игнорировать многозначность ответов, выделить только один правильный ответ (ответ-клише), а остальные отбросить.
Пример: Если дерево рассматривать как часть, то единственный правильный ответ для таких педагогов – это лес. Но ведь можно рассмотреть и другие слова: лесопарк, лесополоса, парк, группа деревьев на бульваре, на участке земли и т.п.
Мы предложим два типа ответов в упражнениях на тему “по части определи целое”.
- Один наиболее очевидный ответ, остальные ответы отбрасываются (упражнение 1).
- Ответов несколько (два и более), эти ответы взрослый может разбирать с ребенком, но может ограничиться одним или двумя ответами. У взрослых имеется возможность рассматривать подобные упражнения как повод побеседовать с ребенком на заданную тему и восполнить его знания об окружающем мире.
Инструкция ребенку: “Я назову тебе часть предмета, а ты определи целый предмет по этой части. Если можешь дать несколько ответов – говори их все. Например, я говорю - желудь, а ты отвечаешь – дуб.”
Упражнение №1
Часть |
Целое |
Грифель |
Карандаш |
Стержень |
Ручка |
Паста |
Тюбик |
Зрачок |
Глаз |
Ноготь |
Палец |
Череп |
Скелет |
Лепесток |
Цветок |
Крыша |
Дом |
Книга |
Библиотека |
Зерно |
Колос |
Электровоз |
Поезд |
Вершина |
Гора |
Мачта |
Судно |
Луч |
Свет |
Ствол |
Дерево |
Упражнение №2.
Часть |
Целое |
Струна |
Скрипка, гитара, арфа, балалайка, виолончель |
Клавиши |
Фортепьяно, пианино, аккордеон, клавесин, орган, синтезатор |
Вымя |
Корова, коза, овца |
Гребешок |
Петух, попугай |
Шпора |
Петух, фазан |
Панцирь (в природе) |
Черепаха, броненосец, крокодил |
Хобот |
Слон, тапир, пиявка |
Крыло |
Птица, самолет |
Жало |
Пчела, оса, шершень, шмель, муравей, змея |
Щупальце |
Осьминог, актиния |
Клешня |
Рак, краб |
Шишка (в природе) |
Ель, сосна, кедр |
Упражнение №3.
Часть |
Целое |
Коготь |
Птица, зверь |
Копыто |
Лошадь, корова, коза, свинья, овца, зубр, жираф, бегемот, верблюд, носорог |
Стрелка |
Часы, компас, секундомер, таймер, приборы |
Страница |
Книга, альбом, тетрадь, блокнот, дневник |
Руль |
Машина, велосипед, мотоцикл, автобус, моторная лодка, снегоход, квадроцикл |
Лист (в природе) |
Дерево, кустарник, цветок |
Штурвал |
Судно, самолет |
Мелодия |
Песня, романс, опера, оперетта, музыкальная пьеса |
Раковина (в природе) |
Улитка, моллюск |
Каблук |
Туфли, башмаки, ботинки, сапоги |
Палец |
Рука, нога |