15 мифов и ошибок по обучению чтению, которые должен знать взрослый
В процессе обучения детей чтению у взрослых часто возникают заблуждения. Мы попытались привести самые частые из них в этой статье.
Заблуждения |
Фактически |
МИФ Учить читать дома ребенка не обязательно, его выучат в саду или в группе подготовки к школе.
|
ФАКТ Обучение чтению – индивидуальный процесс, он требует внимания и времени со стороны опекающего ребенка взрослого. Обучение в группе не дает того эффекта, на который рассчитывает взрослый. |
МИФ Ребенка можно научить читать, используя гаджеты. |
ФАКТ Возможно, когда-нибудь будут обучающие компьютерные системы, но пока их нет. С помощью компьютерных обучающих игр даются фрагментарные, но не системные знания. |
МИФ Если у родителей среднее, среднее специальное или, тем более, высшее образование и в доме есть какая-то «Азбука» или «Букварь», то обучение чтению ребенка -весьма легкая задача. |
ФАКТ Есть небольшой процент легко обучаемых детей, но для очень и очень многих дошкольников и их образованных родителей, даже при наличии нескольких «Букварей» и «Азбук», обучение чтению – достаточно тяжелая задача. |
МИФ Регулярные занятия с ребенком – это крайность. Можно заниматься нерегулярно и тогда, когда это удобно взрослым. |
ФАКТ Эффективность занятий существенно возрастает, если ребенок занимается регулярно. |
ОШИБКА Взрослый имеет право, ради обучения, оторвать ребенка от любого, даже очень интересного и значимого для него занятия. |
ФАКТ В результате такого недальновидного шага негативные эмоции ребенка будут направлены и на того, кто обучает и на сам процесс обучения. Все это тормозит обучение, оно становится тягостным для ребенка. |
МИФ Дошкольника можно заставить быть внимательным, усидчивым и выносливым. |
ФАКТ Большинство детей в этом возрасте не могут быть внимательными, усидчивыми и выносливыми. |
ОШИБКА Взрослый имеет право на строгое и пренебрежительное отношение к ребенку, если он что-то не понимает и не обучается так легко, как это хочет взрослый. Взрослый может оскорблять и навешивать неприятные ярлыки ребенку. |
ФАКТ Негативная оценка интеллекта со стороны взрослого очень понижает самооценку ребенка, желание учиться у него может полностью исчезнуть. |
ОШИБКА Во время обучения чтению взрослые называют согласные буквы так, как в алфавите (БЭ, ЭМ, ЭН, КА, ЭЛЬ, ЭС, ХА) или по-житейски (МЭ, НЭ, КЭ, ЛЭ, … ХЭ). |
ФАКТ Надо произносить только согласный звук (Б, В, Д и т.п.), а не БЭ, ВЭ и т.д. Это очевидным образом ускоряет обучение. |
ОШИБКА Если ребенок запомнил буквы и начал читать, можно давать ему читать длинные слова и предложения («Ничего, как-нибудь приспособится»). |
ФАКТ До тех пор, пока не доведено до автоматизма чтение слогов-слияний (согласная + гласная), не нужно давать длинных и трудных слов и предложений. Это очень важный момент. |
МИФ Ребенок «должен» соображать (то есть понимать, «улавливать смысл») того, что он читает. |
ФАКТ Ребенок в начале обучения чтению обычно плохо понимает, что он читает, и это нормально. |
МИФ Главное научить дитя читать, а какие буквы подбирать для записи слов не так важно. Придет время – научится. |
ФАКТ Параллельно с обучением чтению очень важно обучать ребенка правильно переходить от звука к букве |
ОШИБКА Если ребенку обещать и дарить подарки за хорошее обучение и успехи, то можно многого добиться (Метод «пряника»). |
ФАКТ Задаривать ребенка подарками по любому поводу – совершенно тупиковый путь. Ребенок будет пресыщен и начнет пытаться «манипулировать» взрослыми. |
МИФ Учить читать ребенка надо как можно раньше. |
ФАКТ Оптимальный возраст начала обучения чтению детей без задержек психического развития – 5 лет. |
ОШИБКА Для тренировки беглого чтения ребенка надо заставлять читать не используемые в русском языке, труднопроизносимые слоги |
ФАКТ Благодаря таким «упражнениям» дети делают ложный вывод, что «учение – это неинтересное и отталкивающее занятие» |
ОШИБКА Ребенок должен стараться не ошибаться, он «должен себя контролировать» |
ФАКТ Отсутствие ошибок – результат обучения, а в процессе обучения ребенок имеет право делать ошибки. Ничего страшного в этом нет. |
Взрослым необходимо помнить, что, обучая ребенка чтению, они могут как помочь ребенку, так и навредить ему: взрослому важно не только добиться положительных результатов в обучении чтению, но и сохранить и усилить интерес ребенка к обучению вообще.
Источник: http://strana-znaek.ru/obuchenie-chteniyu/stati/index.php?ID=11