Графические диктанты

Графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты по клеточкам для дошкольников и школьников

Графический диктант помогает детям научиться ориентироваться на листе бумаги, развивает фонетическое и зрительное восприятие, вырабатывает внимательность.

Для подготовки руки к письму необходимы графические умения, которые способствуют развитию моторики рук. Важен здесь и момент пространственного мышления.

Для детей 5-6 лет нужно выбирать изображения с крупными клетками. Преподнести такое задание лучше родителю или педагогу в виде игры. На просторах интернета можно найти огромное количество изображений для графического диктанта и выбрать именно тот, который будет интересен ребенку. Не нужно бояться помогать малышу, постарайтесь вовлечь его в такую интересную и познавательную игру. Зачастую детям интересно узнать, что же получится в итоге, когда они дорисуют все линии. Они стараются продумывать наперед, угадывать. Но финальное изображение полностью зависит от внимательности и усидчивости самого ребенка.

Потренируйтесь с ребенком работать в тетради, помогите ему увидеть и понять границы клетки (для некоторых это вызывает большие трудности). Повторите названия и направления сторон для ориентирования (влево, вправо, вверх, вниз).

Изначально не берите сложных изображений, можно попробовать простые змейки и лабиринты, а уже справившись с ними, можно переходить на изображения с замкнутым контуром.

Рисунки по клеткам детям 6-7 лет даются только после того, как он освоит графику: научится работать в тетрадях в клетку, будет ориентироваться на бумаге, сможет зафиксировать крайнюю точку на листе.

В этом возрасте изображения должны уже быть более усложненными. Также можно давать ребенку задание перенести изображение на чистый лист. В этом случае ребенок должен самостоятельно высчитать сколько клеток и в каком направлении необходимо отчертить.

Так же в этом возрасте появляются не только простые  указания сторон -лево/право, но добавляются и усложненные косые направления линий - наискосок вверх влево, наискосок вверх вправо, наискосок вниз влево, наискосок вниз вправо. Прежде чем давать такой графический диктант ребенку, убедитесь, что он понимает каждое из этих указаний правильно и не путает правое и левое направления.

      

Советы по выполнению задания

  1. В процессе выполнения графического диктанта нельзя ругать ребенка. Многие дети этого возраста путают право и лево. Просто объясните еще раз и помогите малышу, чтобы не отбить у него желание познавать что-то новое и трудиться.
  2. Если диктант проводится в устной форме, не нужно торопиться. Дети должны успевать подумать.
  3. В проведении подобных занятий важен перерыв. Дошкольникам он необходим каждые 10-15 минут. Можно сделать зарядку для глаз и рук, поиграть в подвижные игры.
  4. Обращайте внимание на осанку ребенка, положение его руки.
  5. По завершению диктанта похвалите малыша, порадуйтесь его успехам.

Время занятий для детей от 5 до 7 лет – не более 20 минут. По истечению этого времени ребенок не будет усваивать всей необходимой информации, а умственная деятельность существенно снижается.

 

Графические диктанты по клеточкам

Графические диктанты по клеточкам для 1 класса помогут педагогу расположить детей к учебному процессу и предотвратить такие распространенные трудности, как неусидчивость, рассеянность и неразвитость орфографической зоркости.

Занимательные диктанты помогут развить в школьнике внимательность, воображение.

Задание преподносится учителем в нескольких вариантах:

  • повтор рисунка по исходной картинке;
  • воспроизведение изображения под диктовку педагога с соблюдением всей последовательности.

Последний вариант широко используется для школьников, которые уже перешли в 3 класс. Это тот возраст, когда должно быть хорошо развито пространственное мышление.

Педагогу или родителю важно уметь расположить ребенка к обучению в игровой форме. Школьник должен понимать, что такое задание – это не экзамен для него, а просто игра.

В образовательной программе графические диктанты способствуют тому, что ребенок сможет овладеть элементарными навыками, которые помогут ему при решении более сложных задач в процессе обучения грамоте и счету.

Нельзя ругать ребенка. Если что-то не выходит, просто помогите ему и подскажите, какие знания помогут ему справиться с задачей. В ином случае, ученик может просто потерять интерес, что впоследствии приведет к неправильному восприятию образовательного процесса в целом.

 

Как работать с графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Задания необходимо подбирать по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Для детей 6-7 лет  рисунки рассчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они могут не поместиться).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:
Методика Графического диктанта (Рисование по клеточкам) для развития внимания и памяти
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам



Источники: https://intellect.icu/metodika-graficheskogo-diktanta-risovanie-po-kletochkam-dlya-razvitiya-vnimaniya-i-pamyati-8938

www.strana-znaek.ru